Главная
Город моих снов
Галерея Одессы
Одесса в панорамах
Одесса в репортажах
Одесса в Кино
Одесский видео-премьер
Одесские новости
А на Гудзоне...
Одесса - город шансона
Исполнители шансона
Галерея шансона
Интервью
Пресса шансона
Видеоклипы
Редкие аудиозаписи
Виниловая коллекция
Подарочные альбомы
Шансон - премьер
Видео Гостевая
Гудзон в эфире
Новости шансона
Каталог ссылок
Контакты






-эфхъё ЎшЄшЁютрэш   Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Rambler's Top100 Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31


Порто-франко. От свободы до удавки

В 1859 году наш город подводил итоги целой эпохе в своей истории. Указом императора Александра Второго в городе был отменен режим порто-франко. Либеральный государь, вошедший в историю отменой крепостного права и массой других реформ, одним росчерком пера заставил всю торговлю северного Причерноморья искать новые формы существования и доходов. И, естественно, главный вопрос, который возникает при этом у любого исследователя или просто заинтересованного человека – почему это было сделано? Что не понравилось слывшему либералом государю в свободной торговле? Понять, чем порто-франко было для Одессы – благом или нет, важно не только для истории, но и для нынешнего времени. Ведь копья вокруг идеи свободных экономических зон украинские политики ломают по сей день.

В 1814 году Одесса переживала два крайне важных для себя события. Первое радостное – окончилась война с Бонапортистской Францией. Второе печальное – город покидал Иммануил де Ришелье. Герцог, под мудрым руководством которого грязный барачный поселок, превратился в развивающийся успешный порт, уезжал на родину, принять пост премьер-министра Франции в правительстве короля Людовика Восемнадцатого. Однако бросить город, которому было отдано столько сил просто так, на произвол судьбы, герцог не мог. Не тот характер. Он оставил городу все нажитое на государственной службе состояние, перевел доходы от принадлежащих ему земель и поместий в России Благородному пансиону, оставил подробные планы развития Одессы своим преемникам, но этого «Дюку» казалось мало. Ведь того главного, что, по его мнению, должно было сделать Одессу по настоящему успешным городом, он так и не добился. И, в качестве прощального подарка Одессе и одесситам Ришелье пишет письмо, адресованное лично императору Александру Первому. На 25 страницах своего послания Ришелье доказывает императору необходимость ввести в Одессе режим порто-франко, подробно расписывая выгоды такого решения и для города и для государства. Свое предложение Ришелье убедительно подкреплял экономическими выкладками и ссылками на историю развития таких городов как Марсель Генуя и Триест. «...наступает новая эра славы и благоденствия – как мы можем упустить возможность добиться их доступными путями?» -- этот вопрос Ришелье, адресованный в письме Александру, можно сказать был основным лейтмотивом послания. Помимо выгод связанных с развитием торговли и промышленности, Ришелье остановился еще и на теме – контрабанды. По мнению герцога – именно порто-франко являлось самым действенным методом в борьбе с контрабандой, поскольку иностранным купцам становилось незачем прятать свои товары и стремиться тайно их ввезти. Мнение весьма красноречиво характеризующее определенную наивность взглядов герцога…
Увы, в течении трех лет Александр Первый никак не реагировал на это письмо. Справедливости ради следует признать – дел у императора и без того хватало – сто дней Наполеона, организация военный поселений, появление в стране тайных организаций. Только в 1817 году, после настойчивых просьб графа Ланжерона, император, наконец, подписал указ о даровании Одессе порто-франко сроком на тридцать лет. Официально режим порто-франко начал действовать в нашем городе в 1819 году, после оборудования границы порто-франко и таможенных постов.

В чем же выражались обретенные городом преимущества? Для начала, режим беспошлинной торговли сразу сделал город одним из мировых торговых центров. Фактически для всех негоциантов торговавших с Российской империей Одесса стала единственным безальтернативным вариантом для ввоза и вывоза товаров с южного направления. Ведь известно – время деньги. А основные временные потери и риски торговцы несли как раз из-за таможенных процедур. Ведь при обычных условиях купец, еще не будучи уверен в том, что его товар купят, нес финансовые расходы из-за уплаты пошлины. С введением порто-франко процесс торговли через Одессу стал выглядеть крайне просто. Купец привозил свой товар, без таможенной волокиты сгружал его и продавал на месте, будучи уверен в том, что товар его купят, так как в городе с введение порто-франко количество предпринимателей выросло, по меньшей мере, в 10 раз. После этого купец грузился российским товаром, как правило хлебом, и отплывал. Город при этом получал огромные возможности для своего развития. Покупая сырье без пошлины, предприниматели, естественно, и заводы, перерабатывающие это сырье, открывали в черте порто-франко. А уже потом, готовая продукция считалась произведенной на территории России и так же без пошлин продавалась внутри страны. Нередко произведенная из ввезенного сырья в одесской черте порто-франко продукция вообще не выходила за пределы таможенных постов, сразу отправляясь за границу. Многие делали себе состояние как перекупщики – скупая иностранный товар и продавая его сразу за границу. Благодаря этому Одесса стала одним из основных перевалочных торговых пунктов Средиземноморской и Черноморской торговли. Огромное количество рабочих мест и необычная дешевизна привлекали в Одессу массу представителей самых разных профессий и слоев общества. Город не успевал строиться. За пределами границ порто-франко появлялись стихийные поселки, жители которых каждое утро были вынуждены проходить таможню по пути на работу. За первые пять лет порто-франко Одесса вышла на третье место по торговым оборотам в империи, а затем и на второе – немного уступая только Петербургу.

Однако постепенно плюсы порто-франко начали становиться минусами. Выросший поток производимых товаров настолько перегрузил таможенные посты, что таможенники попросту не справлялись с ним. В результате товары шли через таможню почти без досмотра, а сами таможенники сказочно богатели на подношениях предпринимателей.
Вечно развивать промышленность и торговые офисы в черте порто-франко было невозможно. Попросту кончилась земля. Следовательно, предприниматели Одессы разделились на две большие группы – те, чьи контры, производства и склады находятся в черте порто-франко, и те, кто вынуждены работать вне этой черты, а значит закладывать в расходы уплату пошлины. В результате порто-франко начало не способствовать развитию промышленности, а напротив – тормозить ее. За каждый клочок земли в черте города велись настоящие войны. Одни предприниматели пытались удержаться в черте порто-франко, другие пытались их оттуда вытеснить. Деньги, нападения откровенных преступников, попытки надавить при помощи городских и губернских властей – такими были основные методы борьбы за золотые метры зоны порто-франко. Скученность населения в черте порто-франко стала невыносимой. Многие негоцианты даже бросили собственно торговлю и начали спекулировать землей и зданиями в черте порто-франко. Но всем было ясно – строить в черте порто-франко больше негде. Следовательно, строить дома и заводы надо, просто необходимо за чертой беспошлинной торговли. Иначе город перестанет справляться с все увеличивающимся товарооборотом. Не то, что перерабатывать -- хранить привезенные в город товары было просто негде.
Главным арбитром в этих конфликтах был князь Воронцов. Хорошо изучивший всех основных игроков в городе, Воронцов умел договариваться и убеждать. Его решения уважали именно потому, что он судил не по закону, а «По-справедливости». Тупик в развитии города князь прекрасно видел, однако сломать сложившуюся систему у него не было ни сил, ни особого желания. В общем, с точки зрения чистой экономики порто-франко себя исчерпало. Фактически из-за порто-франко развитие промышленности и торговли в Одессе остановилось, как и развитие самого города. Потеряв свои преимущества, порто-франко сохранило свои недостатки. Ежемесячно государство от контрабанды теряло 200-400 тыс. рублей. Понимая это, порто-франко пытался упразднить еще император Николай Первый, однако Воронцов убедил его этого не делать и дать городу еще пять лет таможенной свободы. Эти пять лет растянулись более чем на 10 – Крымская война, смерть Николая Первого и воцарение Александра Второго дали одесситам несколько дополнительных лет свободной экономической зоны. Но порто-франко было обречено. Одесса была достаточно богата, чтобы конкурировать на общих основаниях с другими регионами страны и мира, Одессе было тесно в поясе границ порто-франко, которые из защитного барьера превратились в удавку, искусственно сдерживающую развитие города. И большинство непривилегированных предпринимателей, не имевших возможности работать в черте порто-франко, стремились эту удавку разорвать. Либеральный император-реформатор всего лишь выполнил их желание.

 



«Одесса в панорамах» приглашает в виртуальное путешествие по са- мым интересным уголкам Художес- твенного музея. В сегодняшнем выпуске первой размещена панора- ма, открывающая прекрасный об- зорный вид на фасад Художест- венного музея, воплотившего в себе лучшие традиции русского клас- сицизма начала 19 века. Немного обойдя здание, с западной его стороны, можно спуститься в подвал, где сейчас обустроена галерея «Желтые великаны» Когда-то здесь располагалась котельная, отапли- вающая усадьбу Нарышкиных, а ниши и каналы, по которым пос- тупало тепло можно наблюдать и по сей день, внимательно изучив стены помещения. На этом наше знаком- ство с наружной и подвальной ча- стью здания Художественного музея подходит к своему завершению, а экскурсия плавно перемещается в экспозиционные залы, где в за- вершении сегодняшнего выпуска представлена панорама велико- лепного Танцевального зала. На сегодня – все! С вами был проект «Одесса в панорамах». Продолже- ние путешествия по музею следует.

 

Новая композиция, которую пред- ставляет наша рубрика «Шансон-премьер», называется «Одесситка» и посвящена Алле Лерер. Звучит в исполнении Эмиля Крупника, кото- рый является автором слов и му- зыки. Аранжировку к ней сделал Александр Довгопол, записана пес- ня – в Киеве, в студии Александра Федоренко, который неплохо потру- дился над записью и сведением композиции. В лице героини песни, автор славит всех стильных, ярких и неповторимых дочерей несравнен- ной Одессы-мамы…

 

Дамы и господа! Сегодня проект «Одесса в панорамах» приготовил для Вас увлекательное виртуальное путешествие в подземелья Художес- твенного музея (бывшего дворца-усадьбы Нарышкиных) Мы посетим великолепный грот, со сводчатым перекрытием, имитирующий природ- ную пещеру с искусственным водопа- дом, прогуляемся сохранившимися подземными коридорами, которые напоминают своим видом знамени- тые одесские катакомбы. В те да- лекие времена этот подземный ход имел выход в обширный парк, на- ходящийся на склоне, и по легендам вел к самому берегу моря. Желаем освежающей прохлады и впечатле- ний от прогулки в эксклюзивном уголке Одессы начала 19 века.

 
Архив

Введите вашь email


Баннерообмен Гудзона




Copyright © 2005-2018 Odessitka
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна

Внимание! Сайт "Одесса на Гудзоне" не является коммерческим проектом. Находящиеся на нашем ресурсе mp3 файлы выставлены только для домашенего использования в целях ознакомления, в течении 24-х часов вы должны удалить скаченный материал! Вся ответственность за несанкционированное использование mp3-файлов ложится на конечных пользователей. Администрация сайта не берет на себя ответственность за дальнейшее использование любых файлов с нашего сайта!