Главная
Город моих снов
Галерея Одессы
Одесса в панорамах
Одесса в репортажах
Одесса в Кино
Одесский видео-премьер
Одесские новости
А на Гудзоне...
Одесса - город шансона
Исполнители шансона
Галерея шансона
Интервью
Пресса шансона
Видеоклипы
Редкие аудиозаписи
Виниловая коллекция
Подарочные альбомы
Шансон - премьер
Видео Гостевая
Гудзон в эфире
Новости шансона
Каталог ссылок
Контакты






-эфхъё ЎшЄшЁютрэш   Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Rambler's Top100 Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31


Белое золото одесской торговли

Называя муку белым золотом, мы отнюдь не стремимся подчеркнуть ценность хлеба как такового. Просто для Одессы мука стала тем товаром, который, по существу, сохранил за нашим городом статус одного из международных центров хлебной торговли. А ведь статус этот Одесса в 50-х годах 19 века стремительно начала терять…

Пережив бурное двадцатилетие развития, конец 20-х годов Одесса встречала с искренним оптимизмом. Росли торговля и доходы, рос город, появлялись новые рабочие места и производства. Последние, правда, были сравнительно небольшими. Все предприниматели, имевшие более не менее серьезные капиталы, старались вложить их, прежде всего в хлеботорговлю. Европа настолько прочно сидела на «зерновой игле», что одесские бизнесмены искренне полагали, что могут спать спокойно. Однако положение это серьезно тревожило большинство европейцев – прежде всего англичан, традиционно опасавшихся усиления Российской империи. Прошли те времена, когда две империи объединились с одной общей целью – разгромить Наполеона и остановить рост революционных настроений в Европе. С каждым годом напряженность в отношениях Британии и России росла. Отлично понимая, что хлебный экспорт один из основных источников доходов Российской империи и, одновременно, прекрасных инструмент экономического влияния на европейские дела, британцы активно искали ему альтернативу, которая обнаружилась за океаном, в бывшей Британской колонии США. Справедливости ради следует отметить, что постепенной переориентации европейского хлебного рынка на американскую продукцию серьезно способствовали сами деловые люди Российской империи. Американское зерно было более высокого качества, поскольку проходило предпродажную сортировку. Американцы не досыпали в зерно песок и гравий «для веса» и, наконец, строительство дорог (обычных и железных) удешевило перевозку зерна до морских портов, компенсировав высокие расходы на переброску зерна через океан. Сказалось и развитие океанских судов – больших парусников и первых пароходов. Кроме того, американцы вели бизнес более честно, без ставших в Одессе нормой теневых биржевых махинаций. Тем не менее, разразившийся в России первый сельскохозяйственный кризис к англичанам не имел никакого отношения. Несколько засушливых лет и эпидемий чумы и холеры, заставлявших закрывать порт на карантин, волнения в Польше, частично затронувшие Украину, все это заставило часть европейских покупателей переориентироваться на американское зерно и так и остаться работать с ним. Однако, несмотря на это Одесса быстро восстановила свои позиции. В 1853 году товарооборот Одесского порта занял первое место в Российской империи и в том же году через Одесский порт было вывезено российского зерна больше, чем из всех остальных портов вместе взятых. Настоящая катастрофа разразилась с началом Крымской войны. Англичане, наконец получили возможность нанести удар растущей Российской экономике и воспользовались ею в полной мере. Не имевшие возможность несколько лет подряд вывозить зерно одесские предприниматели стремительно теряли годами создававшуюся клиентуру. Торговый флот, после того как был мобилизован для военных нужд, оказался в плачевном состоянии – часть судов погибла, часть требовала серьезного ремонта. И самое печальное – качество одесского товара по-прежнему оставалось ниже американского, что делало возвращение Одессы на позиции лидера европейской хлеботорговли весьма проблематичным.

История не часто дает людям, городам и государствам второй шанс. Но нам повезло – Одесса свой второй шанс получила. У этого шанса была вполне конкретная фамилия – Вейнштейн.

Собственно говоря, семья Вейнштейнов бизнесом в нашем крае занималась к тому моменту достаночно давно – у них были мельницы и древообрабатывающие предприятия основанные главой семейства – Эммануилом Вейнштейном. В Одессе свой бизнес эта семья открыла сравнительно поздно, занявшись хорошо знакомым мукомольным делом. Причем Эммануил Вейнштейн бизнес в Херсоне не бросил и был вынужден разрываться между двумя городами, пока окончательно не сделал выбор в пользу Одессы.
Начал он с того, что в 1844 году построил сравнительно небольшую деревянную мельницу, которая пока была предназначена исключительно для производства муки на продажу в самой Одессе. Но этот шаг был не более чем разведкой боем. Через несколько лет мельниц было уже пять. При этом глава семейства, на пробу, вывез некоторое количество муки своего производства в Италию. С учетом интересов итальянцев и французов он и начал развивать производство, производя сорта муки, предназначенные для конкретных целей – например выпекания булок или изготовления спагетти. Но, конечно, бизнес семьи Вейнштейнов в те годы не мог идти ни в какое сравнение с доходами одесских миллионеров, продолжавших торговать зерном. По другому и быть не могло, ведь фактически два десятка одесских семейств контролировали четверть всего вывоза зерна из Российской империи. Если бы кто-нибудь в те годы сказал тем же Родоканаки или Маразли, что скромный владелец мукомольных ветряных мельниц станет одним из одесских торговых аристократов, они бы наверное только посмеялись. Однако кризис Крымской войны все изменил.

В 1856 году Эммануил Вейнштейн идет на шаг, который многие его современники, вполне возможно, сочли идиотизмом. На фоне огромных убытков зерновых компаний, он строит паровые мельницы… Причем сразу и в Херсоне и в Одессе. Еще можно было понять паровую лесопилку. Но мельница? Между тем расчет Вейнштейна был точнее. Война продлилась сравнительно недолго, торговая блокада продолжалась чуть дольше, но с подписанием мирного договора прекратилась. Что же касается негласного торгового бойкота, то его преодоление было, что называется, делом расторопности самих купцов. На руку Эммануилу Вейнштейну сыграло и то, что скопившееся в Одессе зерно в те дни продавали значительно дешевле, чем до войны. И он поспешил закупить достаточно сырья для своего нового предприятия. Рассортированное зерно пошло на изготовление крупных партий сортовой муки, для реализации которой Вейнштейну пришлось прибегать к услугам посредников и перевозчиков. Но только первое время. Развивая производство, он постепенно открывал магазины в российских и зарубежных городах, реализуя свою муку под своей вывеской. Тем самым Вейнштейн отвечал перед покупателями за качество продукции на всех этапах сам, рискуя репутацией компании.

Одесские бизнесмены довольно быстро оценили новшество и включились в сравнительно новый бизнес. Однако в подавляющем большинстве это были представители второй и третьей волны одесского бизнеса. Паровые мельницы Арбейтмана, Бибермана, Гольдберга, Гуза, Шалашенко, Шапиро как грибы после дождя появлялись на Московской улице, там же, где стояла мельница Вейнштейнов. Чуть позже к ним присоединилась мельница семьи Анатра, которая, к слову сказать, единственная по качеству сортов муки и объемам производимой продукции сумела догнать, а в чем-то и превзойти Вейнштейнов. Из старых одесских семей паровую мельницу построили только Маразли, однако их производство до уровня Вейнштейнов и Анатра не дотягивало.

Появление массовых мукомольных производств, по мнению ряда исследователей, серьезно способствовало второму расцвету города, который пришелся на последнюю треть 19 века. Во-первых, Одесса снова начала восприниматься как достойный бизнес-партнер. Во-вторых, одесские мукомолы, стремясь сохранить качество продукции, весьма придирчиво относились к исходному сырью, требуя поставки отборного, предварительно отсортированного зерна. В результате одесские зерноторговцы на экспорт так же стали поставлять сортовой зерно, что положительно сказалось на взаимоотношениях продавцов и покупателей. В-третьих, переработка сырья на месте дала толчок развитию промышленности как таковой – примеру мукомолов последовали представители других направлений, долгое время продававшие сырье. Достаточно вспомнить сахарные и солевые производства. Конечно, огромную роль во втором расцвете Одессы сыграли и принятие биржевых законов, и строительство железной дороги и, само собой, реформы Александра Второго. Однако именно мукомолы стали первыми предпринимателями, которые начали подъем Одессы после краткого периода упадка во время Крымской войны.

Остается отметить, что сын Эммануила Вейнштейна, Григорий, получив блестящее инженерное образование в Парижском политехникуме, не остался почивать на лаврах а продолжил развитие семейного бизнеса. Именно при его руководстве предприятие достигло своего расцвета. Английские и немецкие паровые машины, использовавшиеся в новых корпусах мукомольного предприятия позволили резко увеличить и количество выпускаемой продукции и ее качество. В итоге предприятие Вейнштейнов в конкуренции с семьей Анатра одержало победу, доведя выпуск муки до 4 миллионов пудов в год. Именно при Григории Эммануиловиче были открыты магазины-филиалы семейной компании в подавляющем большинстве столиц и торговых центров Европы, в том числе в Париже. И именно в Париже его продукция получила высшую награду в истории мукомольного дела Российской империи – золотую медаль знаменитой международной выставки 1899 года.

 



«Одесса в панорамах» приглашает в виртуальное путешествие по са- мым интересным уголкам Художес- твенного музея. В сегодняшнем выпуске первой размещена панора- ма, открывающая прекрасный об- зорный вид на фасад Художест- венного музея, воплотившего в себе лучшие традиции русского клас- сицизма начала 19 века. Немного обойдя здание, с западной его стороны, можно спуститься в подвал, где сейчас обустроена галерея «Желтые великаны» Когда-то здесь располагалась котельная, отапли- вающая усадьбу Нарышкиных, а ниши и каналы, по которым пос- тупало тепло можно наблюдать и по сей день, внимательно изучив стены помещения. На этом наше знаком- ство с наружной и подвальной ча- стью здания Художественного музея подходит к своему завершению, а экскурсия плавно перемещается в экспозиционные залы, где в за- вершении сегодняшнего выпуска представлена панорама велико- лепного Танцевального зала. На сегодня – все! С вами был проект «Одесса в панорамах». Продолже- ние путешествия по музею следует.

 

Новая композиция, которую пред- ставляет наша рубрика «Шансон-премьер», называется «Одесситка» и посвящена Алле Лерер. Звучит в исполнении Эмиля Крупника, кото- рый является автором слов и му- зыки. Аранжировку к ней сделал Александр Довгопол, записана пес- ня – в Киеве, в студии Александра Федоренко, который неплохо потру- дился над записью и сведением композиции. В лице героини песни, автор славит всех стильных, ярких и неповторимых дочерей несравнен- ной Одессы-мамы…

 

Дамы и господа! Сегодня проект «Одесса в панорамах» приготовил для Вас увлекательное виртуальное путешествие в подземелья Художес- твенного музея (бывшего дворца-усадьбы Нарышкиных) Мы посетим великолепный грот, со сводчатым перекрытием, имитирующий природ- ную пещеру с искусственным водопа- дом, прогуляемся сохранившимися подземными коридорами, которые напоминают своим видом знамени- тые одесские катакомбы. В те да- лекие времена этот подземный ход имел выход в обширный парк, на- ходящийся на склоне, и по легендам вел к самому берегу моря. Желаем освежающей прохлады и впечатле- ний от прогулки в эксклюзивном уголке Одессы начала 19 века.

 
Архив

Введите вашь email


Баннерообмен Гудзона




Copyright © 2005-2018 Odessitka
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна

Внимание! Сайт "Одесса на Гудзоне" не является коммерческим проектом. Находящиеся на нашем ресурсе mp3 файлы выставлены только для домашенего использования в целях ознакомления, в течении 24-х часов вы должны удалить скаченный материал! Вся ответственность за несанкционированное использование mp3-файлов ложится на конечных пользователей. Администрация сайта не берет на себя ответственность за дальнейшее использование любых файлов с нашего сайта!