Меню
Главная
Город моих снов
Галерея Одессы
Панорамы Одессы
Одесские новости
Дюк-информ
А на Гудзоне...
Одесса - город шансона
Исполнители шансона
Галерея шансона
Интервью
Видеоклипы
Редкие аудиозаписи
Виниловая коллекция
Подарочные альбомы
Шансон - премьер
Афиша шансона
Видео Гостевая
Гостевая книга
Каталог ссылок
Баннерообмен Гудзона
Контакты

Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Кто на сайте?
Всего на сайте:
    0 пользователей
    15 гостей

-эфхъё ЎшЄшЁютрэш   Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Rambler's Top100 Я Одессит - сообщество одесситов, новости, блоги, фотографии, общение, поиск родственников и друзей.


Братья Крахмальниковы. Конфетная машинерия

В той старой, полумифической Одессе, помимо солидных коммерсантов, иностранных купцов, адвокатов, банкиров, мелких торговцев, контрабандистов, биндюжников, актеров, меценатов и прочих легендарных личностей жили еще и дети. Дети самые обычные, даром, что в будущем им то же предстояло стать частью легенды. И хотя они об этом догадывались, но до поры до времени оставались детьми, а значит, ничто детское им было не чуждо. В том числе и любовь к сладкому. Из всего этого следовало, что ежели дети хотят сладостей, должен найтись тот, кто за родительские деньги им все это продаст. Сладкое в Одессе делать начали еще на заре существования города. Причем весьма и весьма неплохое. Занимались этим два городских французских ресторана и один греческий. О каком-то широком производстве речь не шла, да и особой необходимости в этом не было. Настоящий, массовый спрос на кондитерские изделия в городе появился только в середине 19 века, однако, несмотря на это, большая одесская фабрика по производству кондитерских изделий начала свою работу только в конце 19 века, благодаря торговому расчету и энтузиазму двух одесситов – братьев Якова и Льва Крахмальниковых.

Ироничные слова Валентина Катаева об общеизвестном факте: «конфетами братьев Крахмальниковых можно отравиться» возможно, единственное литературно зафиксированное свидетельство той роли, которую сыграли Яков и Лев Крахмальниковы в кондитерско-конфетной истории города. Началось все в 1893 году, когда на Молдаванке, на улице Глухой была открыта паровая фабрика братьев Крахмальниковых. Это сейчас, благодаря талантливым и не очень писателям Молдаванка ассоциируется исключительно с работниками ножа, мастерами нагана и виртуозами грамотного налета. А тогда этот рабочий район славился еще и мелкими производствами и кустарями-одиночками. Что-нибудь починить или купить на Молдаванке всегда можно было дешевле. Например, кондитерские изделия, без счета изготавливавшиеся кустарным способом. Домашне-дворового приготовления пирожные, торты, пирожки и конфеты стоили дешевле ресторанных и, во всяком случае, среди рабочих семей удерживали приоритет перед магазинными. Прежде всего, из-за доступной цены. Фабрик в городе было аж 18, но работали они по старинке – механизация труда сводилась к использованию пресс-форм для печений. В общем, те же мастера одиночки, свято блюдущие по наследству полученные или разработанные самостоятельно секреты мастерства. Роль предпринимателя сводилась к тому, чтобы объединить мастеров под одной крышей и дать им инструменты работы. Эти фабрики мало чем отличались от кондитерских производств при ресторанах и кафе. Разве что размерами и названиями. Консерватизм в таком деле как кондитерские изделия считался чем-то само собой разумеющимся. И вот тут на рынок вышли братья Крахмальниковы.

Дети знаменитого бисквитных дел мастера и кондитера Абрама Крахмальникова мастерство своего отца изучили досконально. Однако были они одними из многих и, понятное дело, больших денег не зарабатывали. На жизнь и собственную пекарню хватало и ладно. Почему они решили начать своеобразную революцию в кондитерском деле старой Одессы сказать сложно. Вряд ли из альтруистического желания сделать качественные сладости доступными всем слоям населения, в том числе и беднейшим. Скорее они исходили из трезвого бизнес-расчета – в почти трехсоттысячном, включая окрестности, городе около половины граждан довольствовались в качестве сладкого либо кустарными сахарными петушками по 1 и 3 копейки и просто сахаром. То есть при разумной цене конфет и печений можно сразу выйти на первое место в городе среди кондитерских производств. Однако как наладить производство качественное и вместе с тем дешевое? В других отраслях производства на этот вопрос давно был получен ответ – механизация труда. Более того, в Англии, Германии и Франции уже давно работали механические производства кондитерских изделий. В общем, изучив частью за границей, частью на российских механических заводах оборудование, еще раз хорошо все взвесив, братья Крахмальниковы подали заявку на открытие «паровой фабрики кондитерских изделий». Получив разрешение, Крахмальниковы купили необходимые для старта печи и механизмы, работавшие от паровой машины, и открыли по адресу Глухая 12 свою первую фабрику. Выбор места был не случаен, во-первых, аренда земли и стоимость домов на Молдаванке были дешевле. Во-вторых, рабочим завода было недалеко идти к месту работы. В-третьих, под боком был рынок сбыта – тот самый за завоевание которого в первую очередь решили взяться братья-кондитеры. И тут, хотелось бы отметить удивительную и для старого города и для современной Одессы вещь. Одним из первых работников фабрики, на которую для начала наняли около 60 человек, в основном женщин, был… врач. Причем врач хороший. Положенный ему братьями оклад составил 150 полновесных имперских рублей серебром. Это при том, что земский врач довольствовался окладом 60-120 рублей. Задачей врача было строго следить за состоянием здоровья работников, в случае тяжелого заболевания немедленно подавая заявку администрации фабрики на оплату больничного. Установленные Крахмальниковыми социальные стандарты для рабочих были невиданным для средних производств Российской империи – 10-ти (спустя пять лет 9-ти) часовой рабочий день, шестидневная рабочая неделя, пенсии по инвалидности на производстве и оплата от 12 рублей в месяц за неквалифицированный труд по погрузке и упаковке. В те времена английские рабочие только пытались выбить подобные условия труда. Впрочем, совсем скоро неквалифицированных работников на заводе не осталось. Все неквалифицированные работы выполняли машины. О братьях шутили, что они «помешались на машинерии». Что касается остального, то работники завода делились на две категории – обслуживающие машины рабочие, в основном мужчины, и мастера-кондитеры – в основном женщины из тех самых кустарных дворовых производств. Несмотря на увеличение числа работавших на фабрике машин, количество занятых работников постоянно росло – производство расширялось. И вот теперь самое интересное – бизнес-план братьев оправдался целиком и полностью. Начав с оборота в 50-60 тыс. рублей в год, они за пять лет достигли оборота в почти 200000 рублей в год. Ни одно кондитерское производство Херсонской губернии не могло похвастаться подобными результатами.

Именно этими словами можно описать ассортимент братьев Крахмальниковых. В течении примерно трех лет они заполнили свои фирменные магазины, разбросанные по всему городу, товаром на любые деньги и вкус – от дешевых конфет в бумажке, до дорогих печений тортов и шоколадных конфет в серебряных подарочных коробках. Плитки шоколада, мармелад всех цветов и вкусов, около сотни видов различных печений и, разумеется, знаменитые монпасье. Фабрика не только заняла рынок дешевой кондитерской продукции, но и потеснила остальные фабрики на рынке для состоятельных граждан. Целый ряд работавших по старинке производств закрылся. Сохранилось всего несколько кондитерских, производивших уникальный, не поддающийся машинному производству товар. Само собой тяжелый удар получили и кустари. Не сумев справиться с Крахмальниковыми в «открытом бою» конкуренты начали распускать слухи о том, что конфетами Крахмальниковых люди травятся, поскольку готовят их из некачественного сырья. Мол, поэтому они так дешевы. Падкая на слухи публика, особенно из малообразованных окраин подхватила эти слухи, дополнив и переработав. В них коварные братья представали чуть ли не чудовищами, задумавшими истребить всех детей Одессы при помощи печений на машинном масле и конфет из водорослей с сахарином. Дошло до того, что производство Крахмальниковых несколько раз посещали комиссии – городская и губернская. До столичной комиссии дело не дошло, слишком уж нелепыми выглядели слухи. Справедливости ради следует отметить, что случаи отравлений продукцией из упаковок с фамилией «Крахмальниковы» имели место. Однако следствие установило, что это подделки, уложенные в коробки фабрики «Крахмальниковых». К слову, по этой причине, а не только в рекламных целях, братья постоянно меняли дизайн коробок и упаковок. Комиссии комиссиями, чиновников и образованную общественность убедить удалось, однако что-то нужно было делать со слухами на бытовом уровне. С этой целью Крахмальниковы одними из первых начали организовывать экскурсии на производство для любопытствующих. Экскурсии бесплатные и с дегустациями продукции. Нетрудно догадаться, что эта мера быстро свела слухи на нет и послужила прекрасной рекламой и без того популярной торговой марке.
Следующим этапом в жизни фабрики стало… ее закрытие. Старое здание фабрики уже не отвечало своей роли. Поэтому в 1906 году она сменила местоположение, переехав в новые корпуса близ Чумной горы. Увеличившееся почти втрое производство уверенно закрывало уже не только Новороссийский рынок. Конфеты и монпасье Крахмальниковых развозились по всей империи, а сами братья уже всерьез подумывали о расширении производства за счет заводов в столицах. Увы, планы эти были прерваны Первой мировой войной. Производство начало падать, поскольку одновременно с войной начался серьезный спад экономики и покупательной способности граждан. Свою роль сыграл и сухой закон – на фоне роста революционных настроений работники фабрики все чаще гнали самогон из попросту украденного сахара. Кроме того ряд привозных ингредиентов, от которых завод зависел, попросту в Одессу не попадал – война на Черном море прервала торговое судоходство. Убытки завода постепенно росли, однако добила его не Первая мировая, а революция и национализация. И хотя кондитерские изделия в Одессе по сей день производятся весьма и весьма неплохие, до славы Крахмальниковых им далеко. Облепленные ребятней яркие, красиво оформленные витрины магазинов братьев Крахмальниковых - это то, что навсегда останется картинкой из прошлого.

 


Краткие новости

Одесса на Гудзоне не перестает удивлять своих друзей эксклюзив- ностью материала. На этот раз мы приглашаем в новый раздел "биз- нес по одесски", который ведет нас в историю, рассказывает о Братьях Крахмальниковых, или "Как покупают пароходы", а может "Автомобиль не только роскошь", впрочем судите сами.

 

А-ну девчата, а-ну ка вздрогнем! - слова известной песни "Девичник", и таки вздрогнули три дивы шан- сона Вера Снежная, Ляля Разма- хова и Люба Шепилова, автор слов и музыки новой песни "Про шан- сон", которую мы вам представ- ляем... А шансон всегда можно послушать на нашем Радио Гудзон. Мастер сентиментального шансона Владимир Волжский, автор и ис- полнитель, замечательный шансо- нье из "Зеленой Швейцарии" Женя Алтайский шлют Гудзону свой при- вет.

 

...Какие люди из Одессы в люди вышли! Возьми любого: и богат, и знаменит. Но, между прочим, всех высоких званий выше, Нам наше звание простое - Одессит...  И прав автор песни исполненной королем шансона Михаилом Шуфутинским. Только на Гудзоне, в разделе Знаменитые одесситы, биографии Натана Шварца (основателя компа- нии "Timberland"), Валерия Обод- зинского ("Эти глаза напротив"), Оскара Фельцмана и др...

 

"Не крутите глобус" - поет Группа "Бутырка" и действительно, ведь информацию о группе можно про- читать в разделе исполнителей сайта Одесса на Гудзоне... А с фотографиями ознакомиться в Галерее шансона.

 

Песня известного шансонье Миха- ила Шелега "За глаза твои карие" стала хитом последних лет. Михаил Владимирович, он же "Мишка - хулиган", как называет его коро- лева шансона Вера Снежная, он же "Миша Ша", записал одесский кон- церт на студии Стаса Ерусланова в Одессе, выпустил книгу "Две грани" об Аркадии Северном, фестиваль "Черная Роза" памяти которого прошел в Иваново...  С радостью представляем нашим гостям био- графию Михаила Владимировича, написанную специально для наше- го сайта.

 
Архив

Подписка на новости
Введите вашь email


Баннерообмен Гудзона




Copyright © 2005-2018 Odessitka
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна

Внимание! Сайт "Одесса на Гудзоне" не является коммерческим проектом. Находящиеся на нашем ресурсе mp3 файлы выставлены только для домашенего использования в целях ознакомления, в течении 24-х часов вы должны удалить скаченный материал! Вся ответственность за несанкционированное использование mp3-файлов ложится на конечных пользователей. Администрация сайта не берет на себя ответственность за дальнейшее использование любых файлов с нашего сайта!